можно ли лечить зубы после причастия

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

можно ли лечить зубы после причастия
Игумен Нектарий (Морозов)

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Источник

Как вести себя в день Святого Причастия: правда и мифы

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

можно ли лечить зубы после причастия

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

можно ли лечить зубы после причастия

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?». Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

можно ли лечить зубы после причастия

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

можно ли лечить зубы после причастия

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

можно ли лечить зубы после причастия

После Причастия стоит внимательно прочитать благодарственные молитвы, а также своими словами изъявить благодарность. Главное — искренность и вера.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

можно ли лечить зубы после причастия

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

можно ли лечить зубы после причастия

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

можно ли лечить зубы после причастия

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:

Источник

Можно ли лечить зубы после причастия

«если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» 1Кор. 8,13.»
Очень хороший ответ дал уже священник _лично_ автору темы. Наш же разговор был уже не об авторе.

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #665085
04.10.03 13:54

Ответ на #656282 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Какие ещё достоинства, кроме многотомности, у этого труда?

Нет, я не буду его читать, довольно Ваших цитат из него. 🙂

Из этого и проистекает неизбежная поверхностность и малоценность Ваших заключений.

По поводу вопроса темы я не сказал ни одного слова от себя а привел цитату из достаточно авторитетного источника.

А жаль, честное слово!

Так ведь автор темы просил именно цитат и ссылок на источники.

можно ли лечить зубы после причастия
Антон Демиденко
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #665047
04.10.03 12:58

Ответ на #645825 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Алексей, советую тебе прочитать 8-ю гл.1-го послания Св. Ап. Павла к коринфянам. Может она видимо не соответствует вашему диалогу с Александром, но по сути то же. С тобой я более согласен, но «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» 1Кор. 8,13.

Алексей Нифатов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #656282
25.09.03 08:16

Ответ на #652841 | Александр Гагин православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

От Иоанна 14
>>6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

И зачем Вы привели эту цитату? Разве я против этого возражал?
Погодите же Вы возмущатся. 🙂 Ну, я не думаю, что Вы станете возражать против этого. :)) Говорили мы просто немного о разных вещах.

Вы с предвзятым пренебрежением и не иначе как с использованием кавычек отзываетесь о многотомном труде и его авторе, которого не читали. В советское время был такая порода людей: готовы были осудить что угодно и кого угодно, при этом лично ознакомиться с осуждаемым предметом им было недосуг. Но уж клеймить они были горазды. Фраза про Пастернака вполне крылатая и именно про таковых, мне даже странно что я должен ее пояснять.
Какие ещё достоинства, кроме многотомности, у этого труда? В советское время не я жил, так что о «породе» моей лучше не беритесь судить, скользкое это дело. :О)
этом лично ознакомиться с осуждаемым предметом им было недосуг
Т.е. Вы мне говорите: «Иди почитай ка многотомник сильно уважаемого мною Варнавы, а потом и поговорим». Нет, я не буду его читать, довольно Ваших цитат из него. 🙂

Всего светого!
С уважением, Алексей.

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #652841
21.09.03 13:54

Ответ на #652714 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

От Иоанна 14
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

И зачем Вы привели эту цитату? Разве я против этого возражал?

🙂 Это ваше мнение личное мнение, если Вы полагаете, что запретами можно приучить к Любви и научить Вере. Мнениями обменялись тчк

Не понимаю, об чём Вы мне сейчас сказали, но если кроме цитат из «авторитетного источника» нет больше ничего, то давайте пожелаем друг другу всего хорошего и прекратим диалог. 🙂

Вы с предвзятым пренебрежением и не иначе как с использованием кавычек отзываетесь о многотомном труде и его авторе, которого не читали. В советское время был такая порода людей: готовы были осудить что угодно и кого угодно, при этом лично ознакомиться с осуждаемым предметом им было недосуг. Но уж клеймить они были горазды. Фраза про Пастернака вполне крылатая и именно про таковых, мне даже странно что я должен ее пояснять.

Алексей Нифатов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #652714
21.09.03 07:07

Ответ на #651963 | Александр Гагин православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

К Отцу приходят через Хриcта. Однако приводит ко Христу Отец. Об этом прямо говорит Спаситель:

Иоанна гл.6
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня;

От Иоанна 14
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Здесь Вы серьезно заблуждаетесь, но мы действительно говорили не об этом.
🙂 Это ваше мнение личное мнение, если Вы полагаете, что запретами можно приучить к Любви и научить Вере. Мнениями обменялись тчк

Если честно то одно название этого источника не внушает мне доверия, а на чины я не смотрю.

Напрасно. У Вас предвзятость в чистом, рафинированном виде.
Неужели?

«Пастернака не читал, но скажу. «. Мне отчасти понятна Ваша обеспокоенность, но претит Ваша готовность действовать шапкозакидательскими методами.
Не понимаю, об чём Вы мне сейчас сказали, но если кроме цитат из «авторитетного источника» нет больше ничего, то давайте пожелаем друг другу всего хорошего и прекратим диалог. 🙂

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #651963
19.09.03 17:14

Ответ на #651569 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

К Отцу приходят через Христа, а не наоборот.

К Отцу приходят через Хриcта. Однако приводит ко Христу Отец. Об этом прямо говорит Спаситель:

Иоанна гл.6
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня;

Здесь Вы серьезно заблуждаетесь, но мы действительно говорили не об этом.

Если честно то одно название этого источника не внушает мне доверия, а на чины я не смотрю.

Напрасно. У Вас предвзятость в чистом, рафинированном виде.

Это не перебор, а так и есть. Происходит это повсеместно и сильно вредит Православной церкви. А потому как меня, как и Вас, Александр, всё же волнует происходящее в ней, то я не могу спокойно молчать и наблюдать.

«Пастернака не читал, но скажу. «. Мне отчасти понятна Ваша обеспокоенность, но претит Ваша готовность действовать шапкозакидательскими методами.

Алексей Нифатов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Для меня это тоже так, но по причинам не затронутым в этой теме.

В том же разделе еп. Варнава настоятельно рекомендует.

Я не хочу обсуждать конкретные рекомендации, а обращу внимание на другое. Сам подход епископа к решению подобных вопросов очень похож на подход многих святых и подвижников благочестия к этим же вопросам. Например известнейший старец Паисий (Эзнепидис) в изданных беседах много говорит о том, что верующий человек ради сохранения благодати, полученной от Бога должен быть благоговеен, духовно чуток к святыне, духовно внимателен. И здесь не существует мелочей, по сути каждая «мелочь» испытывает нас не меньше чем «крупное» событие. В этом смысле подход епископа Варнавы вполне традиционен.

Имхо, все это ЧАСТНОЕ мнение епископа.

Пусть так. Но это мнение епископа.

можно ли лечить зубы после причастия
Вадим Шумилов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #650799
18.09.03 14:42

Ответ на #650785 | Александр Гагин православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

>>По поводу вопроса темы я не сказал ни одного слова от себя а привел цитату из достаточно авторитетного источника. Вы вольны пропустить ее мимо. Но тыкать в нее жупелом «обрядоверия» и «оккультизма» это явный перебор и несправедливость.

Имхо, все это ЧАСТНОЕ мнение епископа.

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #650785
18.09.03 14:30

Ответ на #650696 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Научить Вере и Любви нельзя. Только самому можно прийти к Нему.

В высшей степени сомнительное утверждение. Ко Христу приходят те, кого приводит Отец. Вере и любви несомненно нужно учить и необходимо учиться. В том числе и в мелочах.

Аргументы простые. Подобного рода «рекомендации» взращивают в церкви «обрядоверие», «православный оккультизм» и заслоняют суть Христианской веры.

Подобного рода «аргументы» не стоят выеденного яйца. По поводу вопроса темы я не сказал ни одного слова от себя а привел цитату из достаточно авторитетного источника. Вы вольны пропустить ее мимо. Но тыкать в нее жупелом «обрядоверия» и «оккультизма» это явный перебор и несправедливость.

Алексей Нифатов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #650696
18.09.03 12:38

Ответ на #650288 | Александр Гагин православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не передергивайте. Речь шла о том, чтобы случайно не выплюнуть частицу Св.Даров и о рекомендациях, как этого не допустить.
Для этого есть запивка.
По правилам запивка это разведенное теплой водой вино, а не просто вода.
Я это отлично знаю. Но как правило это вода подслащённая вином. 🙂
Человек должен быть научен вести себя благоговейно, в том числе обращая внимание и на внешнюю сторону вопроса.
Научить Вере и Любви нельзя. Только самому можно прийти к Нему.
Вы не привели ни одного аргумента в защиту своей позиции, но назвали рекомендации епископа глупыми. я вот не пойму, а что Вас так задевает-то, что Вы готовы рвать и метать по такому простому поводу?
Аргументы простые. Подобного рода «рекомендации» взращивают в церкви «обрядоверие», «православный оккультизм» и заслоняют суть Христианской веры.

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Интересно, чем это Вы замерили одно и другое.

Александр Гагин
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Тема: #23777
Сообщение: #650288
18.09.03 00:13

Ответ на #650261 | Алексей Нифатов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Разве с этим кто-то не согласен? 🙂 Но зачем мутить голову людям, пугая, что с «арбузной косточкой» можно случайно «выплюнуть благодать».

Не передергивайте. Речь шла о том, чтобы случайно не выплюнуть частицу Св.Даров и о рекомендациях, как этого не допустить.

. Для того чтобы не потерялось ни капли и есть дают запивать воду.

По правилам запивка это разведенное теплой водой вино, а не просто вода.

Человек должен быть научен вести себя благоговейно, в том числе обращая внимание и на внешнюю сторону вопроса.

Но навешивать глупые _обязательные_ «инструкции по поведению» нельзя!

Вы не привели ни одного аргумента в защиту своей позиции, но назвали рекомендации епископа глупыми. я вот не пойму, а что Вас так задевает-то, что Вы готовы рвать и метать по такому простому поводу?

Вы помните о чём шля речь? См. выше.

Среди прочего и о том, на что дает рекомендации епископ Варнава.

Алексей Нифатов
можно ли лечить зубы после причастия
православный христианин

Ну спорьте, спорьте с епископом, обличайте его. глядишь и благодати прибавится в душе.
Цитируйте, цитируйте удобные тексты. глядишь ясности и истины прибавится в этом вопросе.

А причём тут арбузные косточки и пр.

А откуда такая решимость отстаивать свое право плеваться после причастия?
Право плеваться. :)) Вы помните о чём шля речь? См. выше.
Так всё же, причём тут арбузные косточки.

Горные лыжи


Велоспорт


можно ли лечить зубы после причастия

Велоспорт


можно ли лечить зубы после причастия

Скалолазание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *